Можно спорить о том, что Mercedes-Benz изобрел автомобиль, но несомненно, что Benz Patent Motor Car 1886 года считается первым в мире автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Впоследствии Mercedes-Benz был первым на рынке с бесчисленными патентами, изобретениями и новыми технологиями. За последние 138 лет автомобили сильно изменились, но одно осталось неизменным: Техническое обслуживание. Patent Motor Car и другие ранние автомобили нуждались в почти ежедневном обслуживании, начиная с заправки маслосъемных колпачков и смазки шарниров и заканчивая регулировкой ремней и смазкой цепей. К счастью, современные автомобили могут проезжать тысячи километров между необходимыми обслуживаниями, но они по-прежнему необходимы.
Некоторые автосервисы совершают ошибку, рассматривая базовое техническое обслуживание в качестве лидера убытков или необходимого зла, чтобы удержать клиентов и продать более прибыльные услуги по обслуживанию и ремонту. Однако к этим базовым услугам нужно относиться очень серьезно. Сообщения о техническом обслуживании, которые не были сброшены, или предупреждения об уровне масла на информационном дисплее после замены масла отнимают драгоценное время автосервиса и портят отношения с клиентами. Чрезмерно затянутая сливная пробка может легко треснуть или сорвать резьбу в алюминиевом масляном поддоне, что приведет к дорогостоящему гарантийному ремонту. Скручивание уплотнительного кольца масляного фильтра картриджного типа может привести к огромному беспорядку в моторном отсеке или, что еще хуже, к повреждению двигателя. Все это говорит о том, что существует множество моментов, когда базовые ошибки в обслуживании могут привести к дорогостоящим повреждениям. Самый простой способ избежать этих дорогостоящих ошибок - прочитать и следовать заводской сервисной информации, даже для самых простых пунктов, таких как замена масла, точки подъема автомобиля и установка воздушных фильтров.
Первый автомобиль для рассмотрения - это Polar White 2019 GLA250. Это самый маленький внедорожник Mercedes-Benz, оснащенный 2-литровым турбированным рядным 4-цилиндровым двигателем типа 270.920, который также можно встретить на автомобилях A-Class, B-Class и CLA-Class.
Автомобиль был доставлен в гараж для регулярного планового технического обслуживания, и обслуживание было поручено технику-ученику - способному молодому человеку, но еще довольно неопытному и зеленому. Это обычная практика в отрасли, и не зря: мастерская не может позволить себе иметь более опытных сертифицированных техников, регулярно выполняющих масляный сервис. К сожалению, многим молодым техникам дают всего несколько дней или, может быть, неделю на обучение и наблюдение, прежде чем отпустить их в плавание.
Техник поднял автомобиль на подъемник и начал сливать масло, одновременно проводя осмотр ходовой части. По окончании слива масла сливная пробка была закручена, поддоны установлены на место, и внедорожник опустился на землю. Был установлен новый картриджный масляный фильтр, и в этот момент техник опустил верхний масляный барабан, сбросил счетчик жидкости и начал закачивать 5,6 л масла 5w40. После того как масло было закачано, техник подошел к принтеру для печати наклеек на масло и распечатал наклейку на лобовое стекло. Когда он вернулся к автомобилю, то с недоумением и тревогой увидел, что из-под левой стороны автомобиля непрерывно капает свежее масло. Он быстро поднял автомобиль и проверил сливную пробку: она была чистой и сухой. Двигатель еще даже не был запущен, и было непонятно, откуда капает масло. Дальнейший осмотр показал, что свежее масло капает из нижней части корпуса воздушного фильтра.
Теперь техник был в полном замешательстве и попросил мастера осмотреть автомобиль. Снятие воздушного фильтра подтвердило, что значительное количество масла пропитало воздушный фильтр и скопилось в нижней части воздухоочистителя. Мастер решил потратить несколько минут и прочитать сервисную информацию по этому автомобилю, и вот тут-то все и прояснилось.Техник не прочитал инструкцию и в результате получил этот воздушный фильтр, пропитанный маслом. Масло скопилось в корпусе воздухоочистителя.
В инструкции по замене моторного масла и масляного фильтра четко сказано: «При заливке масла моторное масло следует заливать медленно. Чтобы обеспечить выравнивание давления при заливке масла, масляный щуп не должен быть вставлен. В противном случае под крышкой головки блока цилиндров может возникнуть противодавление, в результате чего моторное масло будет вытеснено по вентиляционным трубопроводам в воздухозаборник и затем попадет в коробку воздушного фильтра, а также в турбонагнетатель отработавших газов».
Так где же ошибся техник? Он не был знаком с этим двигателем Mercedes-Benz и не прочитал инструкции по техническому обслуживанию в рамках информационной системы Mercedes-Benz (WIS), прежде чем приступить к замене масла. Он не вытащил щуп из трубки, что, кстати, является хорошей практикой при любом масляном сервисе, поскольку служит визуальным индикатором того, что двигатель нуждается в масле и его не следует запускать, и залил масло так быстро, как только мог, что привело к масляной ванне воздушного фильтра и масляному пятну под автомобилем. Если копнуть немного глубже, то где же мастерская ошиблась? В сервисе не была создана стандартная практика, согласно которой при обслуживании или ремонте нового автомобиля или незнакомого двигателя первым шагом является обращение к заводской сервисной информации.
Стоимость потраченного впустую масла по и нового воздушного фильтра быстро возрастает, не говоря уже о потерянном производственном времени на выяснение того, что пошло не так, и на уборку беспорядка. Всего этого можно было бы избежать, если бы техник просто прочитал процедуру замены моторного масла и масляного фильтра.
Замена воздушного фильтра - еще одна базовая услуга, при выполнении которой можно допустить дорогостоящие ошибки. Для начала необходимо установить качественный оригинальный фильтр. Некоторые фильтры для вторичного рынка могут негативно влиять на объем и скорость потока воздуха, проходящего через фильтр, что приводит к ошибкам в работе воздушной массы и проблемам с производительностью. Всегда используйте заводские воздушные фильтры, а для клиентов, чувствительных к цене, обратите внимание на линейку деталей для технического обслуживания Mercedes-Benz из более дешевой альтернативы, которую вы можете узнать у своего дилера.
При замене воздушных фильтров на автомобилях, оснащенных дизельными двигателями с турбонаддувом, следует учитывать несколько моментов. Система турбонаддува включает в себя дополнительные компоненты, такие как интеркулеры, трубки наддува и датчики давления. Любой из этих компонентов может вызвать проблемы с управляемостью, режимы «лимп» и предупреждающие сигналы, если их не устранить должным образом. Часто трубы наддувочного воздуха необходимо ослабить или даже снять, чтобы получить доступ к воздушному фильтру. Обычно это пластиковые трубки с зажимами или хомутами, удерживающими их на месте. При работе с этими пластиковыми трубами необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не повредить их. Особое внимание следует уделить уплотнениям трубок наддува. Обычно это толстые резиновые уплотнители, которые используются для герметизации двух воздушных труб или на входе турбокомпрессора. Каждый раз, когда снимается труба наддува, эти уплотнения необходимо проверять и заменять при наличии признаков повреждения или деформации. Утечки воздуха через эти уплотнения быстро приведут к недостаточной форсировке и неисправностям воздушной массы, но, что более важно, порванное уплотнение может повредить турбокомпрессор. Поврежденные уплотнения могут засасываться в турбокомпрессор и вызывать катастрофические повреждения.
Проверяйте уплотнения трубы наддува при каждой замене воздушного фильтра и, если есть сомнения в целостности уплотнений, замените их. Это в интересах как владельца автомобиля, так и ремонтной мастерской.
Дополнительное замечание по обслуживанию воздушного фильтра: на некоторых автомобилях после замены фильтра может потребоваться очистка адаптации или сброс настроек монитора воздушного фильтра. Это особенно актуально для дизельных двигателей и двигателей, в которых используются два датчика массового расхода воздуха (MAF). Например, на 3,0-литровом турбодизельном двигателе BlueTec (OM642) при замене одного из датчиков массового расхода воздуха из-за загрязнения или повреждения необходимо также выполнить компенсацию дрейфа HFM, иначе возникнет неисправность массового расхода воздуха. Это процедура обучения, которая уравновешивает сигналы двух датчиков массового расхода воздуха Hot Film, чтобы контроллер двигателя мог правильно интерпретировать данные.
Еще один момент, который следует иметь в виду: при работе со сканерами послепродажного производства не всегда можно быть уверенным в том, что сброс или сервисная функция сработали правильно. Опция может быть заложена в программное обеспечение сканера, но бывают случаи, когда нажатие на кнопку сброса не приводит к выполнению задуманной функции.
Далее следует замена свечей зажигания, для чего придется вернуться от дизельных двигателей к автомобилям с бензиновым двигателем. Прежде всего, не стоит полагаться на интервалы замены; обязательно проверьте сервисную информацию для каждого конкретного автомобиля. Интервал замены свечей зажигания, обычно составлявший 160 тыс. км и более, на многих новых моделях сократился до 100 тыс. или даже 70 тыс. км, как в приведенном ниже случае с GLK350 2015 года выпуска, который был доставлен в ремонтную мастерскую для технического обслуживания незадолго до того, как одометр проехал 80 тыс. км.
Процедура замены свечей зажигания на этом внедорожнике требует снятия воздухоочистителя в сборе с правой стороны и перемещения модуля управления двигателем (N3/10), чтобы получить доступ к левой стороне. Стандартное время выполнения работы составляет 3 часа.
Для свечей зажигания двигателя 3,5 л V6 (276.957), установленного на этом GLK350, имеется специальное гнездо. Специальный сервисный инструмент представляет собой тонкостенное 14-миллиметровое 12-гранное гнездо; номер детали Mercedes-Benz для этого гнезда - W278 589 00 09 00. Попытка извлечь свечи зажигания с помощью неправильного гнезда может привести к застреванию инструмента в головке блока цилиндров или повреждению свечи зажигания, что затруднит ее извлечение.
Использование свечей зажигания, произведенных на вторичном рынке, может привести к повреждению двигателя.
Выбирайте правильные свечи зажигания в зависимости от назначения автомобиля и всегда используйте оригинальные свечи «Мерседес-Бенц». Многие свечи зажигания послепродажного производства могут вызвать проблемы с производительностью, а в некоторых случаях привести к осечкам из-за неправильного расположения электродов.
Убедитесь, что свечи зажигания затянуты с правильным моментом, который в случае с этим внедорожником GLK350 составляет 23 Нм. Превышение момента затяжки свечей может привести к ослаблению или растрескиванию фарфорового изолятора. Это может не вызвать проблем сразу, но автомобиль, скорее всего, вернется через несколько дней или недель с жалобой на осечку.
Последняя деталь - нанесение смазки для разъемов свечей зажигания на внутреннюю поверхность каждого башмака катушки зажигания - также содержится в сервисной информации. Смазка (номер детали A 002 989 80 51 09) помогает при переустановке башмаков катушек зажигания и предотвращает их повреждение при следующем снятии в межсервисный период.
Стартерные батареи AGM и залитые (жидкокислотные), а также необходимость регистрации аккумулятора - когда приходит время заменить аккумулятор на Mercedes-Benz, может возникнуть множество переменных.
Многие батареи имеют 4-значный код даты, выбитый на отрицательной клемме или на клейкой этикетке, что позволяет легко определить возраст батареи. Прежде чем рекомендовать замену батареи, обязательно уточните, требуется ли автомобилю батарея AGM или нет. Неправильная оценка батареи значительно изменит цену, а установка батареи неправильного типа на автомобиль может привести к серьезным проблемам с зарядкой, запуском и другими электрическими системами, не говоря уже о безопасности автомобиля и пассажиров. Кроме того, большинство батарей имеют вентиляционный шланг, который необходимо установить на новую батарею, а также заглушку вентиляционного отверстия на другом конце крышки батареи. Отсутствие этих деталей может вызвать значительную коррозию или привести к выделению водорода до опасного уровня.
Для замены некоторых батарей требуется функция сканирующего инструмента, чтобы сообщить контроллеру двигателя, системе зарядки или другому модулю о том, что установлена новая батарея. Это может зависеть от года выпуска и модели, поэтому внимательно изучите сервисную информацию, чтобы определить, требуется ли регистрация батареи. Процедура замены батареи на C300 2018 года выпуска гласит: «Подтвердите замену батареи в блоке управления передней SAM в пункте меню Actuations».
Далее под отдельным заголовком говорится: «В связи с техническими изменениями в системе управления энергопотреблением при каждой замене стартерной батареи необходимо сбрасывать пропускную способность стартерной батареи с помощью XENTRY DAS. Замена стартерной батареи подтверждается в блоке управления SAM (N10) в пункте меню 'Actuations'».
Техническое обслуживание автомобилей так же старо, как и сам автомобиль, и оно не прекращается. Даже при переходе к полностью электрическим автомобилям все равно потребуется обслуживание бортовых редукторов, систем охлаждения аккумуляторов и тормозных систем. Следуя заводской информации по обслуживанию, используя оригинальные запчасти и обеспечивая надлежащую подготовку всех своих техников, авто сервис может ограничить дорогостоящие ошибки и поддерживать прочные отношения с клиентами.